Игумен Траян (Введенский)

Приходится говорить. О том, о чем молчат, и о том, о чем говорят, но так, что лучше бы молчали...


Previous Entry Поделиться Next Entry
О себе: Об Alma Matrix
trayan_vved
Говоря о романе «Alma Matrix» мне хочется привести пример литературного героя из другой книги и путем сравнения попытаться объяснить, что же я думаю об этом современном произведении моих бывших студентов, и что я думаю о них самих в связи с их книгой.

Вот герой, который поможет мне – Фриц Тегуляриус, друг и помощник Иозефа Кнехта из «Игры в бисер» Германа Гессе.

Как вы помните, в «Игре в бисер» описывается некая Касталия, островок высокого интеллектуализма и художественности, место существования ордена игроков в бисер. С моей стороны не будет слишком самонадеянно сравнить нашу Академию с этим выдуманным миром, за тем, конечно, исключением, что Касталия подчеркнуто нерелигиозна. Академия тоже некий оазис, или лучше сказать оранжерея, созданная для взращивания духовных и интеллектуальных талантов, которые в других условиях не просто не смогли бы себя реализовать, но даже их существование было бы под вопросом. 

Иозеф Кнехт, главный герой, «магистр Игры», лучший представитель Касталии и человек, в чьи обязанности входит этой Касталии сохранение, среди своих очень немногочисленных друзей имеет талантливого, но строптивого, капризного и где-то несносного Фрица Тегуляриуса. Вот описания Тегуляриуса (не поленился найти точные цитаты):

– Он не ценил покоя, ни во что не ставил иерархию, ему наплевать было на осуждение и изоляцию. В общем, он был весьма неприятным и даже несносным существом для общества, идеал которого – гармония и порядок! Но именно благодаря этой нескладности и несносности он был в столь светлом и упорядоченном мирке постоянным, живым источником беспокойства, упреком, возбудителем новых, смелых, запретных мыслей, бодливой, непослушной овцой в стаде.

– Мы считаем, что в жизни Кнехта Тегуляриус был <…> необходим и важен <…> как возбуждающее начало, как окошко, открывающее новые перспективы. В этом странном друге Кнехт, как нам кажется, почуял, а со временем и распознал представителя некоего типа, типа, еще не существовавшего на свете, кроме как в виде этого предвестника, – такими касталийцы когда-нибудь стали бы, если бы никакие новые столкновения и импульсы не обновили и не укрепили касталийскую жизнь. Тегуляриус был, как большинство одиноких гениев, предвестником. Он воистину жил в Касталии, которой еще не было, но которая могла появиться завтра, в Касталии, еще более отгороженной от мира, разложившейся, оттого что одряхлела и ослабела медитативная мораль Ордена, в мире, где все еще были возможны высочайшие взлеты духа и самозабвеннейшая преданность высшим ценностям, но где у высокоразвитой и вольной духовности не было уже других целей, кроме любования собственной изощренностью.

– Тегуляриус был для Кнехта одновременно воплощением высочайших касталийских способностей и предостерегающим предзнаменованием их деморализации и гибели. Это было замечательно и прекрасно, что жил на свете такой Фриц. Но вырождение Касталии в сказочное царство, населенное сплошь Тегуляриусами, надо было предотвратить. Такая опасность была еще далека, но она существовала. Стоило лишь Касталии, насколько знал ее Кнехт, чуть выше поднять стены своей аристократической изолированности, стоило ослабеть орденской дисциплине, упасть иерархической морали, как Тегуляриус перестал бы быть чудаком-одиночкой, а стал бы представителем вырождающейся и гибнущей Касталии.

Авторы Alma Matrix – это Тегуляриусы Московской духовной академии. С тем существенным отличием, что Касталия подвергалась упадку и порождала Тегуляриусов тогда, когда слишком замыкалась в себе и отказывалась от мира, а наша Академия наоборот порождает Тегуляриусов тогда, когда начинает миром слишком интересоваться и открывать ему свои объятия.

Авторы Alma Matrix – это семинаристы будущего, того будущего, которое я не хочу допустить. Они умны и остроумны, начитанны и вообще всячески образованны, где-то даже утонченны и «духовны» в светском понимании этого слова. Они, без сомнения, интересны. Кроме того, возможно, они верят в Бога и даже верят во Христа, я вполне могу это допустить. 

Но для них православие – это игра в бисер. Игра в бисер с миром. Они воспринимают православие как набор формул, прекрасных и привлекательных, которыми можно увлечь людей за пределами церковной ограды. Казалось бы, это близко к миссионерской установке, но на самом деле Тегуляриусы не желают привести людей в Церковь, совсем нет. Они хотят привести людей в свою игру, в свой мир значительных подмигиваний, утонченных улыбок и многозначительных киваний головы.

Что такое Alma Martrix  как не попытка создать законченный миф о Церкви? Да, пока лишь о Церкви в ее духовных школах, но даже по этой книге видно, в каком направлении может идти работа дальше. Тегуляриусы не живут реальностью. Они создают ей альтернативу. Но поскольку Тегуляриусы умны, они даже в своей альтернативе создают проблемы и шероховатости, чтобы их выдуманный мир не выглядел лубком и иконой, чтобы он был сложен, но привлекателен.

Я не похож на своего литературного двойника не какими-то мелочами. В том и ужас, в том нечестность, если хотите, что я очень и очень похож на литературного персонажа, до такой степени, что уже не похож на него нисколько. Мне сложно объяснить то ощущение, которое накатывает на меня, когда я читаю «о себе», я чувствую, будто сошел с ума, будто читаю о какой-то копии меня, которая существует в совершенно другой реальности, причем реальности настолько другой, но и настолько похожей на нашу, что в ней даже есть Бог, хотя, может быть, и Иной.

Авторы Alma Matrix не соврали ни в одном слове, но обманули читателей во всём. Они зовут своих читателей в Церковь, которая ничем не отлична от Церкви реальной, кроме того, что она отлична абсолютно всем. Мне горько говорить об этом, но авторы оболгали Академию так, как мог бы это сделать только дьявол. Очень умно, очень привлекательно и очень похоже на правду.

Мне горько говорить об этом. Потому что рядом с Тегуляриусом был Кнехт, а рядом с авторами Alma Matrix не оказалось человека, могущего помочь им, могущего направить их энергию, их талант, на доброе дело. Я проморгал их. Появление Alma Matrix, такой прекрасной, такой совершенной, такой удобной для понимания и любви, и такой лживой – это моя ошибка и прямой мой грех. Не уверен, что искуплю его; уже в этом году на первый курс семинарии поступили мальчишки, уверовавшие в Alma Matrix, и я не знаю, что с ними делать – то, что они увидели в стенах Академии настолько похоже на мир книги, что переубедить их в главном будет бесконечно тяжело.

Мне грустно.

С сожалением думаю, что это не последний мой пост про Alma Matrix.

  • 1
Не знаю,кто скрывается под данным псевдонимом.
Мне книга понравилась.Вот только ассоциации с другим литературным произведением."Очерки бурсы" Помяловского.Написано с юмором,но по-доброму.Все же авторы семинарию любят.
Да и читать можно не только глазами семинариста.А и взглянуть с точки зрения преподавателя.И тогда вполне понимаешь главного героя.Как бы то ни было,но книга,на мой взгляд,вызывает сочувствие,и даже любовь к о.Траяну.Талантливый администратор.К тому же,в главе "Тайна игумена Траяна" показаны и скрытые его таланты.И как бы не представляли его авторы "кровожадиной",все же сквозь маску инквизитора видна доброта и любовь к семинаристам и к самой семинарии.

Такково мое впечатление от прочтения данной повести.

Буду еще писать о книге )))

  • 1
?

Log in

No account? Create an account